Интервью с дизайнером Ириной Канканян —
«О дизайне в СССР и перспективах промышленного дизайна в современной России»
Ирина Жанвалжановна Канканян
Член высшего совета «Ассоциации промышленных дизайнеров»,
Главный дизайнер «Лаборатории дизайна №1»,
член МСХ, член Союза дизайнеров России, член СХР;
1977 -1995 гг. ведущий специалист Специального художественно-конструкторского бюро при Министерстве легкого машиностроения. Имеет 32 свидетельства на промышленные образцы.
С чего началось ваше первое знакомство с дизайном?
С ранних лет, наблюдая за работой отца, который был скульптором (Народный художник РФ Жанвалжан Канканян), меня всегда восхищало таинственное действие поиска образа для будущего произведения, особенно в части создания пластики формы. Так как в свое время он закончил Строгановку, ориентировочное место для будущего знакомства с глубинами творчества более или менее было определено, а вот с направлением деятельности - совсем не ясно. Неким компромиссом для меня стало поступление на кафедру Художественного конструирования в МХПУ (б.Строгановское). Данную специальность и скульптуру объединяло многое. Например, это работа над формообразованием и последующее создание объекта в материале. А самой главной и очень увлекательной задачей мне представлялся процесс доведения формы до функции. Этот факт для меня стал определяющим.
- «Очень увлекательной задачей мне представлялся процесс доведения формы до функции» -
Как проходило ваше обучение художественному конструированию?
Будущая профессия для многих абитуриентов и студентов середины 70-х была не совсем понятна, поэтому во многом это был некий эксперимент. Но в процессе обучения у великолепных мастеров мы были увлечены относительно новым направлением в творчестве. Нашими наставниками в проектном деле были настоящие профессионалы: А.Е. Короткевич, Л.Н. Федоровский и А.П. Крылов. Александр Евгеньевич Короткевич был деканом факультета. Хотя и многие преподаватели на кафедре были профессиональными архитекторами, включая декана и ректора Захарова Григория Алексеевича, обучение проходило на первоклассном уровне. Так получилось, что основу дизайна в нашей стране заложили именно архитекторы.
- «Основу дизайна в нашей стране заложили именно архитекторы» -
Куда устраивались специалисты после окончания института? И какое направление в реализации своих дизайнерских навыков вы выбрали?
Институт был связан с работодателями, которые были заинтересованы в специалистах. По окончании института большинство студентов распределяли на предприятия. Относительный выбор все равно был, и я устроилась в одну из ведущих проектных организаций СХКБ – Специальное художественно-конструкторское бюро при Министерстве легкого машиностроения.
А как была организована проектная деятельность в СХКБ?
Каким образом поступали заказы?
Директором СХКБ был известный архитектор Владимир Николаевич Быков. Он был очень авторитетным руководителем и определял не только направление развития организации, но и вектор формирования дизайна в стране в целом.
Проектный отдел, в котором я работала, назывался «Отдел культурно-бытового назначения». В него входили проектные группы, у которых были свои руководители. Нашей группой руководил замечательный проектировщик Владимир Коновалов.
А схема организации проектной деятельности была похожа на модель образовательного процесса в институте. Практическую деятельность определяли советские заводы, от которых поступали заявки на проектирование. Распределялись заказы между группами, которые разрабатывали проекты и представляли их на суд Совета организации. Проект проходил все стадии доработки и утверждался на Совете, в состав которого зачастую входили и представители завода-заказчика.
Иногда даже поступали заказы на проектирование из производственных отходов.
- «Практическую деятельность определяли советские заводы» -
А много ли проектов было реализовано в производстве?
Основную практическую деятельность нашей организации, как я уже говорила, определяли советские заводы, от которых поступали заявки на проектирование. Около 80% наших проектов были реализованы на производстве. Ко всему, нам выплачивались авторские отчисления за реализованный объект. И все вроде было замечательно, кроме качества итогового продукта.
С какими проблемами столкнулись дизайнеры в вашей организации?
Одной из проблем было качество сырья для производства, ну и, конечно, степень технического оснащения была не на высоте. Многие дизайнеры не узнавали свой проект после выпуска в тираж. В большинстве случаев это было связано с низким качеством сырья и отсутствием профессиональных кадров на предприятиях, например, таких как технолог.
Были ли взаимодействия с научными институтами? Например, с ВНИИТЭ?
Между СХКБ и ВНИИТЭ было тесное взаимодействие. Научные сотрудники ВНИИТЭ писали рецензии на наши проекты и пояснительные записки на знаковые дизайн - проекты. Ну и, конечно, вопрос о недостатке качественной литературы о дизайне решал научно-популярный журнал «Техническая эстетика», издававшийся во ВНИИТЭ.
А как сложилась судьба СХКБ?
В целом, как и у страны. Организация просуществовала до 1995 года. В связи с закрытием заводов заказы прекратились, а встать на рыночные рельсы бюро так и не смогло. Ко всему прочему, в то время руководителем был крайне не компетентный человек, который и похоронил организацию, пытаясь её приватизировать.
Самое ужасное, что могло произойти – это потеря архивов СХКБ. Получилось так, что ведущее советское проектное бюро в области дизайна исчезло вместе с дизайнерами и большинством проектов. Как будто вычеркнули более чем 30-летнюю историю работы. И, по сути, это - антигосударственный акт.
Долгое время многие в обществе убеждали, что дизайна в СССР не было. Но это не так. Индустрия дизайна в СССР не только была, но и производила высококлассные проекты, которые до сих пор являются эталонами. Отставало лишь качество производства.
Каким образом вам удалось в сложные для страны 90-е годы открыть полноценную дизайн - студию?
Организация фирмы была скорей вынужденной мерой. Дизайн - студий в тот период времени практически не было, преобладала рассеянная частная практика. Все мы тогда щупали ногами воду, так сказать - искали дно рынка.
- «Все мы тогда щупали ногами воду, так сказать - искали дно рынка» -
Вот тут и сработали многосторонние знания и умения, заложенные в институте и на практике. Почти у каждого в СССР был очень аскетичный интерьер. Декора, как стилеобразующего элемента, и вовсе не водилось. Поэтому при отсутствии промышленности как таковой мы вернулись к «рукодельному» изготовлению объектов дизайна. В качестве основных материалов мы выбрали природные материалы, которые в интерьере наилучшим образом могли создавать особую обстановку уюта. При этом, почти все разработанные мною изделия обладали не только декоративными качествами, но и имели определенную функцию.
Наши объекты выпускались малыми партиями и были очень популярны. Но когда вначале 2000-х на российский рынок стали попадать очень дешевые объекты из Китая, Малайзии и других стран, которые зачастую были примитивны в своем формообразовании, конкурировать с ними стало довольно сложно. Поэтому изделия студии приобрели более эксклюзивное значение.
А кроме объектов, которые вы разрабатывали и реализовывали, были какие-либо заказы в области промышленного дизайна в 90-х?
Да, периодически возникали предложения на разработку таких объектов. В какой-то момент оказалось, что практикующих дизайнеров в этой области почти не осталось в стране. Кто-то уехал, кто-то окончательно переквалифицировался.
Одним из значимых и полноценных проектов у меня в то время был заказ на разработку рекламных установок для улиц города Москвы. Тогда главный художник Москвы Виктор Литвинов искал такого специалиста для реализации проекта совместно с крупными международными рекламными организациями. Мои установки были первыми в своем роде на нашем рынке и размещались по всему городу. Рекламная фирма «Simon outdoor» Clear Channel Outdoor ввела разработанные мною несколько видов новых конструкций, которые по своим функциональным свойствам заметно выигрывали по сравнению, например, с привычным всем типовым уличным щитом.
Какие перспективы вы видите в промышленном дизайне в России? И какие недостатки мешают нашим продуктам дизайна конкурировать на мировом рынке?
Перспективы неотчетливые, но они, думаю есть! Недостаток в системности крупных производственных задач не означает отсутствия потенциала промышленного дизайна как такового. У нас в стране достаточно квалифицированных дизайнеров. И главное, есть потребность, запрос на отечественные образцы предметного дизайна.
Проблемы в развитии и конкурентоспособности российского промышленного дизайна всё те же: низкое качество сырья для производства, слабая степень технического оснащения, отсутствие профессиональных кадров на предприятиях в области технологии производства.
Ну и, конечно, государственная политика должна быть направлена на реальное практическое развитие промышленного дизайна. А «бизнесу» в России необходимо перестать сторониться и недооценивать российских дизайнеров.
И последнее: надо научиться гордиться собственными достижениями, вспомнив о том, что именно российская «советская» школа дизайна заложила основы для развития мирового дизайна.
А.В. Рыжов
Москва, 2017 г.
В центре преподаватель - Л.Н. Федоровский, рядом слева - И.Ж. Канканян, слева крайний в верхнем ряду - А.Н. Лаврентьев (ныне профессор МГХПА им. С.Г. Строганова).МХПУ (б.Строгановское), Москва, 1975 г.
«Автомассажер Тонус», СХКБ легкого машиностроения г. Москва,
Автор И.Ж. Канканян, 1977 г.
«Кофейно-чайный набор», СХКБ легкого машиностроения г. Москва,
Автор И.Ж.Канканян, 1988 г.
«Электрокофеварка», заказчик ЛЦКТБ, г. Львов, СХКБ легкого машиностроения г. Москва, Автор И.Ж.Канканян, 1980 г.
«Плечики-вешалка», заказчик Московский научно-исследовательский институт микрохирургии глаза г. Москва, СХКБ легкого машиностроения г. Москва,
Автор И.Ж.Канканян, 1985 г.
«Держатели украшений», массив дуба,
Автор И.Ж.Канканян,1997 г.
Рекламная установка для Москвы «Simon outdoor» Clear Channel Outdoor
Автор И.Ж. Канканян, 1994 г.
Другие проекты автора И.Ж. Канканян можно увидеть в собрании Музея дизайна Ассоциации промышленных дизайнеров http://www.ida.org.ru/музей